Назад
Предыдущая запись

Четыре цели тайцзицуань

Введение

Мастер Т.Т. Лианг был старшим учеником и переводчиком Мастера Чжэн Маньцина. В ранние годы на Тайване, гранд мастер нашей линии Хуан Син Сянь будучи уже неоднократным чемпионом кулачных поединков, мастером стиля Журавля, состоявшимся тренером ушу, пришел из любопытства попробовать что это за чудное искусство такое – тайцзицуань к мастеру Чжэн Маньцину. Именно Т.Т. Лианг был поставлен в туйшоу с Хуан Син Сянем, и Хуан Син Сянь почувствовал себя под полным контролем Т.Т. Лианга. По китайской традиции, если твое мастерство ниже, ты должен поклонится, чтобы не потерять лицо. Так гранд мастер Хуан Син Сянь и сделал, поклонился, принял байши у Чжэн Маньцина став его учеником и на протяжении 21 года шлифовал его искусство: семь лет изучая форму и погружение (сун), семь лет изучая податливость и способность слышать силу (Тинг дзин) и семь лет на искусство выброса силы (фа дзин).

В связи с вышесказанным мы в Фокусах Тела решили, что мнение такого замечательного мастера как Т. Т. Лианг было бы полезно изучающим линию ХСС. Т.Т. Лианг пережил опиумные войны, элитарную жизнь полную амбиций и соблазнов, пытки в японской тюрме, имиграцию, так же и букет неизлечимых болезней. На самом дне своего жизненного путешествия, когда деваться было уже некуда, он дал себе слово, что он излечится с помощью тайцзицуань. Это было когда ему исполнилось 45 лет он лежал в больнице и врачи сказали что ему осталось жить всего 2 месяца. Дав себе слово Т. Т. Лианг начал учится тайцзицуань у Чжэн Маньцина. И через несколько лет практики восстановил свое здоровье. Затем он практиковал и преподавал тайчи всю свою жизнь как хобби, дожив при этом до 101 года. Давайте почитаем и узнаем что он думал о целях изучения тайцзицуань. Хоть его слова и могут показаться простыми упрощениями и обобщениями все же это опыт который был проверен всей его жизнью.

Четыре цели тайцзицуань

Здоровье

«Основные цели изучения тайцзицюань попадают в четыре категории:

  • здоровье,
  • самозащита,
  • психическое развитие
  • и обретение бессмертия.

«Во-первых, обсудим здоровье. В классических текстах тайцзицюань говорится: “Когда самый нижний позвонок выстроен совершенно вертикально, дух жизненности достигает макушки головы.” Когда макушка чувствуется как будто подвешенной сверху, все тело будет легким и подвижным. Это способ укрепить позвоночник, и через это укрепить не только внутренние органы, но и мозг.

«Также, классические тексты заявляют, что “ци должно быть стимулировано”. Ци – это «врожденный» кислород в крови, необходимый для жизненности и выносливости. Стимуляцию ци можно сравнить с действием ветра на спокойную поверхность озера. Своим движением он создает волны, которые движутся вверх и вниз, в ритмичном порядке чередуя гребни и впадины.

«Для того, чтобы увеличить ток крови, Ци, будучи неактивной в теле, недостаточно сильна сама по себе, но будучи простимулирована, может производить тепло. И это может быть полезным для равномерного распределения крови по всему телу. Этот принцип можно проиллюстрировать на примере превращения воды в пар. Невидимая, неактивная сила воды становится настолько активной, что способна двигать поршни мощных двигателей.

«Для практики тайцзицюань лучше вставать рано и заниматься на открытом воздухе. Также необходим здоровый круг общения вне пьяных, наркозависимых и азартных игроков. Нужно избавиться от плохих привычек. Воспитать новые и отпустить старые.

«Я ввел в употребление систему использования ритмов, чтобы форму можно было практиковать медленно под музыку. Таким образом, делая упражнения равномерно и без усилий, мы создаем согласование ума и тела. Это хорошо для здоровья.

Самооборона

«После того, как наработано хорошее здоровье, вы можете заняться аспектом самообороны. Практикуя тайчи-танец из 150 движений, вы выработаете центральное равновесие, что есть твердое укоренение в стопах. Из толкающих рук (туйшоу) вы научитесь принимать и нейтрализовывать атаки. Практикуя тайчи-танец-для-двоих из 178 движений вы разовьете внутреннюю энергию связок и сухожилий, поскольку научитесь использоваться свое тело как единое целое. Удар с помощью одной только руки делает ваше тело напряженным. Это не только неэффективно в прикладном смысле, но также и вредно для здоровья. С течением времени вы разовьете различные энергии, и это поможет освоить аспект самообороны.

Психическое развитие

«Третий уровень – это психическое развитие. Обретя хорошее здоровье и освоив техники самозащиты, необходимо переходить к развитию психики. Освоение тайцзицюань на физическом и техническом уровне относительно легко по сравнению с освоением на ментальном уровне, уровне психики. Исходя из своего более чем пятидесятилетнего опыта изучения и практики тайцзицюань, я сформулировал десять принципов, для своего ежедневного использования во взаимодействии с другими людьми и самим собой.

«Если вы будете изучать и практиковать тайцзицюань, и следовать этим десяти принципам, ваш вспыльчивый характер со временем станет мягким. Ненависть, зависть, злость и все испорченные мысли исчезнут. Ваш злой темперамент будет преобразован, направляя зло по пути добра. Ваш ум станет чистым и честным.

«Вы станете наслаждаться счастливой, мирной и тихой жизнью, когда достигнете семидесяти лет. К этому возрасту вы поймете, что слава, богатство, власть и почести все тлен. Затем вы очистите свой ум и ослабите свои желания так, чтобы вы могли полностью наслаждаться своей жизнью и любить природу. Вот почему я говорю, что ’Жизнь начинается в семьдесят. Мир прекрасен. ’

Бессмертие

И теперь мы подошли к последней стадии – обретению бессмертия. Высшая цель изучения и практики тайцзицюань – стать бессметным. Позвольте мне пересказать вам одну старую легенду!

«Когда Чан Сань Фэн в течении девяти лет сидел в медитации на горе Удан, он так и не смог достичь своей последней цели – стать бессмертным. Однажды, он встал из своей медитации и стал практиковать движение «отступить, чтобы отогнать обезьяну». Менее чем через тридцать минут он внезапно почувствовал, что все суставы его тела широко раскрылись. Его дух немедленно направился в другой мир, рай, и так он стал бессмертным.

«Обычно седалищные кости сжаты, стянуты по направлению друг к другу, и ци не может погружаться вниз. Когда Чан Сань Фэн практиковал это движение, он ставил ногу назад, стопы параллельно друг другу, пальцы ног смотрели строго вперед. Таким образом расстояние между стопами равнялось расстоянию между плечами. Это позволило ци погружаться вниз, в ноги и в точки «кипящего источника» на стопах, и таким образом двигать кровь через все тело без каких-либо препятствий. Так Чан Сань Фэн наконец достиг своей цели и стал бессмертным.

«Теория и принципы тайцзицюань настолько глубоки и трудны для понимания, и применение настолько тонко и оригинально, что очень важно найти правильный метод изучения и практики. Если то, что выучено, будет не совсем верно и точным, то ваши способности могут быть существенно ограничены. Основы использования тайцзицюань будут утеряны, и будет бесполезно даже говорить о каком-либо психическом развитии или обретении бессмертия.

«Однако возможность достижения бессмертия через изучение и практику тайцзицюань не должна быть вашей главной заботой. Величайшей надеждой может быть прожить сто лет или больше. Это самый высокий уровень долголетия.

«Тем не менее, жизнь и смерть человека предопределены. Богатство, бедность, слава и честь – все это в руках Небес. Я крепко верю в причину и следствие. Мы должны жить добродетельно, наслаждаться жизнью, любить природу и прожить жизнь так, чтобы не потратить лучшие дни своей жизни впустую.»

перевод © «Фокусы тела», 2022