Назад

Был тренд на работу с фасциями, теперь «топят» за глии

Наша команда держит руку на пульсе актуальных междисциплинарных тем, связанных с занятиями пространственной координацией и тайцзицюань. Рады поделиться нашими последними находками в области нейробиологии и влияния занятий тайцзицюань на функции мозга.

Десятилетие назад фасции находились в центре внимания занимающихся фитнесом и оздоровительными практиками, проводились конференции и семинары, писались новые книги. Теперь перекинулись из макромира в микромир, а именно с фасций на клетки мозга.  Посмотрим, как далеко учёные продвинулись в этом направлении.

Кто главнее нейроны или глиальные клетки?

Общеизвестно, что мозг состоит из нейронов. Исследования нейронов и их влияния на поведение ведутся уже почти сто лет. Тогда как исследования астроцитов (вид глиальных клеток) и их связи поведением начались всего около двадцати лет назад.

Удивительно, но факт, что в мозге 1,5 раза больше глиальных клеток, чем нейронов и соотношение глиальных клеток к нейронам растёт в процессе эволюции (Herculano-Housel, 2009). Несмотря на это, в современной науке человек считается «нейронным», но, возможно, он «глиальный», т.к. глиальных клеток в мозге больше, чем нейронов. Может быть, у глиальных клеток есть ещё что-то кроме количества? Об этом читайте дальше, но сначала немного истории.

Как все начиналось

Первым открыл глиальные клетки немецкий невропатолог Рудольф Вирхов в 1856 году как неспецифическую соединительную ткань, которая заполняет пространство между нервными клетками и отделяет их от кровеносных сосудов и назвал «глия», что в переводе с греческого означает «клей».

Позднее в 1865 году немецкий нейроанатом Отто Дейтер определил их как не-нейронные клетки. В последующее время, в начале двадцатого века, когда учёные начали использовать рудиментарные микроскопы, чтобы исследовать эти клетки, их назвали глиальными.

«Почему глиальные клетки не находили раньше?» – спросите вы. Во-первых, потому, что они не производят обнаруживаемую электрическую активность и учёные думали, что они не общаются друг с другом. Теперь мы знаем, что они общаются друг с другом и с их соседями нейронами. В действительности, глиальные клетки полезные даже критично важные для правильного функционирования мозга.

Рамон-и-Кахаль (Ramon y Cajal) испанский врач и гистолог, один из основоположников современной нейробиологии разработал верную физиологическую теорию деятельности мозга на клеточном уровне. Позже его студент Кахаля Дель-Рио-Ортега представил термин «микроглия» и описал новый класс не-нейронных клеток: олигодендроциты — глиальные клетки, которые отвечают за миелиновую оболочку, которая обволакивает аксоны нейронов.

В нервной ткани есть 3 типа глиальных клеток: микроглия, астроциты и олигодендроциты. Вы их видите на рисунке выше.

Астроциты тоже делятся на три вида: фиброзные (Fibrous), проплазматические (Protoplasmic) и Бергмана (Bergmann).

На цветном изображении ниже, показаны ткани головного мозга: нейроны (синие), окружены большим количеством глиальных клеток, включая астроциты (красные) и олигодендроциты (зелёные).

Как мы видим на изображении, работа глиальных клеток переплетается с работой нейронов — клеток, которые передают информацию из окружающей среды и передают импульсы, запускающие двигательные действия.

Зададимся вопросом, какой мозговой клеточный компонент может связать всю информацию в мозге? Нейроны? Скорее нет, чем да. В мозге есть море астроцитов, которые получают копию сенсорной информации. Они прекрасные кандидаты, т.к. каждый из них связывает от 10 до сотни, даже тысячи нервных окончаний и генерируют кальциевые сигналы в ответ на нейрональную активность и обеспечивают интеграцию и синхронизацию всей нейронной информации. Но эта идея, на данный момент, выглядит слишком радикальной для части учёных.

Астроциты вовлечены в формирование новых синапсов и это играет важную роль в нашем благополучии и выживании. Опыты на мышах показали, что у тех мышей, у которых окружение было насыщенно игрушками и была беговая дорожка, в мозге было намного больше астроцитов (Sirevaag and Greenough, 1987) и увеличенное количество синапсов.

Это показывает, что двигательное обучение увеличивает количество синапсов и астроцитов. В этом эксперименте астроциты способствовали нейропластичности через увеличение количества синапсов и улучшенной коммуникации клеток в мозге. Также показали впечатляющий набор сенсорных и двигательных навыков.

Новизна этой концепции означает, что учёные все ещё решают — это не слишком радикально принять то, что физиология поведения не зависит исключительно только от нейронов, или только исключительно от глиальных клеток. Скорее всего это синергия присущая нейронно-глиальной паре.

При чем здесь тайцзицюань?

Несколько исследований доказывают, что именно тайцзицюань может изменить функцию мозга и объем серого вещества. Было обнаружено, что толщина медиальной затылочно-темпоральной борозды и язычной борозды имеет положительную корреляцию с интенсивностью практики. Проще говоря, у практикующих длительное время учеников возникают структурные изменения в сером веществе, как раз и состоящем из нейронов и астроцитов.

Результаты исследований позволяют предположить, что тайцзицюань – впрочем, как и общая аэробная нагрузка – позволяют участникам демонстрировать преимущество над контрольной группой в воспоминании информации, координации движений, чувствительности к боли, медитации и других аспектах работы внимания.

Аэробика тоже помогает, разве этого недостаточно?

Аэробные упражнения – неплохое начало, однако статистически значимые данные показывают преимущество тайцзицюань. Из этого исследования мы видим, что преимущество тайцзицюань по сравнению с общими аэробными упражнениями связано с тем, что тайцзицюань является мультимодальным упражнением «ум-тело».

Давайте посмотрим в чем конкретно разница. Сравнительный анализ показывает, что разница в структуре упражнений довольно ощутима. Разбираемся на примерах:

ФункцияАэробикаТайцзицюань
Движения– отрывисты и имеют чёткие границы
– чаще всего задействуют изолированную часть тела
– часто представляют собою гипертрофированную форму
типичной двигательной нагрузки: приседания, подъёмы и т.п.
– непрерывны от начала до конца
– задействуют все тело целиком
– требуют нетипичной ежедневной двигательной нагрузки и координации суставов
Когнитивная нагрузка– включает элементы вспоминания моторных действий
– не предъявляет требований к когнитивной нагрузке в части памяти или воображения
Требует следующих когнитивных действий:
– синхронное движение всех частей тела: поясница, кисти, стопы, колени, бедра, голова, глаза
– обработка воображаемого визуального пространства в теле
– опускание-поднятие центра тяжести тела
– переключение внимания между внутренними ощущениями и внешними движениями тела
– вспоминание комплексных моторных движений является неотъемлемой частью выполнения формы тайцзицюань
Переживания и эмоцииНет определенных требований к переживаниям и эмоциямПодчёркивает важность спокойного, уравновешенного настроя, переживания широкого спектра внутренних ощущений: пустое-полное, расширение-сжатие

Подведём итоги

У современных учёных накопилось достаточное количество доводов, указывающих на то, что эмпирический опыт практиков – не просто городская легенда. Результаты исследований убедительно показывают, что регулярные занятия тайцзицюань не просто улучшают здоровье и настроение, но на клеточном уровне меняют структуру мозга и нервной системы человека. Похоже, что все это – отличный повод попробовать тайцзицюань и получить личный опыт. Успехов в практике!

© «Фокусы тела», 2022