Назад
Предыдущая запись
Следующая запись

Уровни Тайцзицюань

В Тайцзицюань существуют три уровня – Небо, Земля и Человек. На уровне Человек расслабляются сухожилия и обновляется кровь; уровень Земли «открывает врата», так что ци достигает суставов; а уровень Неба тренирует сенсорную функцию. Каждый уровень имеет три ступени. Первая ступень уровня Человек расслабляет сухожилия от плеча до пальцев. Вторая ступень расслабляет сухожилия от тазобедренного сустава до «бурлящего родника» (точка в середине стопы). На третей ступени расслабляются сухожилия от крестца до макушки головы (ni wan). На первой ступени уровня Земли ци опускается в даньтянь. Вторая ступень перемещает ци в «бурлящий родник». На третьей ступени циркуляция ци достигает макушки головы. Первая ступень уровня Небо— это тин цзинь (ting jin). Вторая ступень — дун цзинь (dong jin). Третья ступень — это всемогущество. Это три уровня и девять ступеней.

Уровень «Человек»

  1. «Техника расслабления связок от плеча до запястья». Если связки могут расслабиться, то кровь будет циркулировать лучше. Это происходит в следующей последовательности: сначала нужно раскрыть запястья, затем локти и плечи. Не применяйте никакого физического усилия. Даже от одной мягкости вы будете постепенно продвигаться в развитии. Все движения основаны на поиске прямого вместо скрученного. Форма округлая — а не ломаная, и не прямая. В движениях не должно быть разрывов и дыр, впадин и выступов. По сути, вы расслабляете связки до кончика среднего пальца. Это первая ступень уровня Человек.
  2. «От тазобедренного сустава до стопы». Техника такая же, как указано выше, разница заключается в разделении легкого и тяжелого, пустого и наполненного. Стопа должна принимать на себя вес всего тела, в отличии от руки, которая может двигаться беспрепятственно. Многие люди не обращают внимания на наполненность или опустошенность ступней. Даже некоторые мастера боевых искусств игнорируют этот основной фактор. Практикующие тайцзицюань должны переносить свой вес на одну ногу и переходить с одной ноги на другую без применения мышечной силы. Вся нога, от бедра через колено и до стопы, должна быть расслаблена. Вес тела переносится на центр ступни, которая поддерживается землей. Стопы должны быть разделены на «xu» (пустая) и «shi» (наполненная), также как и руки. Однако существует противоположение между руками и ногами. Если правая ступня наполнена, то левая рука наполнена, и наоборот (это называется «перекрестной наполненностью»). Если левая ступня опустошенная, значит правая рука опустошённая. Неправильное разделение пустого и полного называется «двойной тяжестью». Это вторая ступень уровня Человек.
  3. «От крестца до макушки головы». Техника такая же, как указано выше. Позвоночник с его множеством позвонков является основной костью тела. Про него говорят «поясница без костей, складывается сотню раз». Из этого описания очевидно, что позвоночник должен быть гибким. Позвоночник гибкий благодаря связкам. Самое главное —держать крестец вертикально, а голову подвешенной как на шелковой нити. Это третья ступень уровня Человек.

Уровень «Земля»

  1. «Погружение ци в даньтянь». Это краеугольный камень культивации (накопления) ци. Даньтянь находится в животе на расстоянии 1,3 дюйма (3,3 см) ниже пупка, ближе к пупку чем к позвоночнику. Необходимый принцип погружения ци заключается в том, чтобы дыхание было равномерным, долгим, спокойным и медленным. Таким образом внимание постепенно будет опускаться в даньтянь. Поскольку ци следует за вниманием, день за днем, месяц за месяцем она будет накапливаться. Это должно происходить естественно, а не форсированно. Начинающим непросто опустить ци. Вам необходимо погрузить плечи и слегка локти, это позволяет ци направляться в живот. Расслабьте вниз грудь и слегка округлите спину, таким образом вы можете направить ци в даньтянь. Это первая ступень уровня Земли. Если вы не соблюдаете эти правила, то вы будете делать вдох слишком быстро, и тогда ци будет подниматься вверх. Это заставит плечи подняться и грудь выпятится, и это быстро приведёт к проблемам.
  2. «Ци достигает рук и ног». После того, как ци опускается в даньтянь, она управляется умом и направляется к тазобедренному суставу, а затем к стопе. Этот процесс называется «истинный муж дышит до пят». Затем ци достигает плеч, локтей и запястий. Все суставы четырех конечностей открываются. Затем ци может опускаться до точки «бурлящий родник» на подошве стопы и подниматься до лао-гун на ладони, доходя до кончика среднего пальца. Тогда вы можете испытать то, что в классических текстах описывают как «ум приводит в движение ци, а ци приводит в движение тело». Это вторая ступень уровня Земли.
  3. «Ци движется через крестец (wei lu) к макушке (ni wan)». На этом этапе ци проходит через «трое врат». Это начало соединения меридианов «Жэнь» («Ren» — передний серединный) и «Ду» («du» — задний серединный). Прохождение ци через крестец — самая сложная часть. После длительного периода погружения ци в даньтянь вы достигнете определенного уровня, на котором ци автоматически пройдёт через копчик. Вы не должны форсировать этот процесс, иначе усилия будут напрасными и могут привести к проблемам. Будьте осторожны! Вам необходимо следовать указаниям инструктора и участников группы, в которой вы занимаетесь. Когда ци проходит через копчик, она пронизывает и направляется вверх между плечами в затылочную область, а затем в «ni wan». Этот процесс происходит одинаково — сначала проходит «врата», а затем постепенно приближается к Дао. Естественной наградой будут долголетие и хорошее здоровье. Это третья ступень Уровня Земли.

Уровень «Небо»

  1. «Тин цзинь (Ting Jin) – энергия слушания или чувствования.» Что такое цзинь (jin) и как мы ее можем слышать? Практикующим необходимо очень внимательно изучать этот вопрос. Сила цзин отличается от ли («li» — внешняя сила). Секретные знания гласят: «Цзинь происходит от связок, а ли — от костей». Это абсолютная правда, тем не менее, сегодняшние ученики слепы к ней. Даже если они будут практиковать до самой смерти, то все равно никогда не узнают, что такое цзинь. Об этом остается лишь сожалеть! Цзинь — это сила, потому что она исходит из “эластичных прожилок”, которые обладают силой пружины (движущейся по спирали). Только благодаря податливости вы можете прилипнуть к оппоненту. Когда вы прилипаете к нему, тогда ваша ци и его ци вступают в контакт. Благодаря этому контакту вы начинаете предвосхищать его намерения. Это называется «тин». Классики говорят: «Если он немного пошевелится, я опережу его», на этом основан тин. Это первая ступень уровня Неба.
  2. «Понимание Дзин (Dong Jin)». Есть разные уровни дун-цзинь и тин-цзинь: глубокий и поверхностный, тонкий и грубый. Если мой противник двинется хоть немного, я его слышу и постигаю. Когда я постигаю его «тин», я могу его опередить. Правильный выбор времени и позы зависит от меня, а не от него. Это продвижение от поверхности в глубину. Но сложнее объяснить дихотомию тонкого и грубого. Секретные знания гласят: «Если мой противник двинется хоть немного, я его слышу и понимаю его намерения». Даже его малейшие движения по-прежнему легко различимы. Если вы можете предвосхищать движения других, значит, вы достигли уровня просветления. На этом уровне происходит следующее: ци проходит через связки, полости, мембраны и диафрагму, порождает четыре вида силы: защита, сокрытие, готовность к атаке и нападение. Благодаря связкам суставы могут раскрываться и сокращаться. Кровь циркулирует благодаря кровеносным сосудам. Фасции (мембраны) находятся между мышцами и опоясывают связки и кости. Ими окутаны все внутренние органы. Диафрагма находится над печенью. Если ци противника исходит из связок, то это означает, что он защищается. Если его ци находится в сосудах, то вы знаете, что он хочет скрыть его, и оно изменится. Если его ци находится в фасциях (мембранах) и поднимается на поверхность, это означает, что он готов атаковать. Если его ци находится в диафрагме, то он собирает ци и готовится к атаке. На этом высшем уровне нет ничего более прекрасного чем дун цзинь (понимание силы). Это вторая ступень уровня Небо.
  3. «Уровень всемогущества». Эту стадию просветления сложно описать. Классические тексты гласят: «Во всем теле «и» («yi» — ум) полагается на цзинь шэн (сила духа), а не на ци (дыхание). Если опираться на ци, то наступает стагнация. Если есть ци, нет «li» (внешней силы). Если нет ци, есть сила безупречной стали». Эти слова звучат очень странно. Они подразумевают, что ци не важна, и на самом деле это так. Когда ци достигает наивысшего уровня и становится ментальной энергией, это называется духовной силой или «силой без физических усилий». Куда бы глаза ни смотрели, дух достигает, а ци следует за ним. Ци может мобилизовать тело, но вам не нужно принуждать ци двигать тело. Дух может нести с собой ци. Эта духовная сила называется «молниеносным духом». В физике скорость умножается на силу. Таким образом потенциация не ограничена (в физиологии потенциация — это увеличение амплитуды постсинаптического потенциала в результате последовательного поступления в пресинапс импульсов с очень короткими межимпульсными интервалами — Прим. переводчика). Следовательно, духовная сила становится «молниеносным духом».

Занимающиеся, в поисках экзотики, быстро сдаются; они не понимают удивительной функции ци, накапливающейся в даньтяне. Ци подобна ветру, воде и облакам. Каждый из перечисленных может запасать силу, подобно Вселенной, накапливающей в себе первичную ци. Мэнций говорил о культивации «Великой Ци», которая всемогуща и несокрушима и заполняет собой всю Вселенную. Легко наблюдать и постигать силу ветра и воды, но не силу облаков и ци. Лишь с появлением самолетов мы начали понимать, что в черных облаках могут быть и гром, и молния, что всё, чего коснется молния, неизбежно разрушится. Таким образом, накопление ци может поддерживать Вселенную и не это подлежит обсуждению и дискуссиям. Духовная сила и «молниеносный дух» воспроизводятся (на уровне микрокосмоса) в громе и молнии. Это называется уровнем всемогущества и является третьей ступенью уровня Неба.

Таков порядок продвижения в изучении Тайцзицюань. Если ученики будут следовать этой последовательности и не перескакивать ступени, то они смогут достичь наивысшего уровня. Я понимаю цели Чжан Саньфэна и Ван Цзунъюэ, и я продолжаю стремиться к их цели — сделать нашу расу и страну здоровыми и сильными. Я считаю, что это лучший путь, и надеюсь, что все ученики приложат все усилия в этом направлении.

Из книги Cheng Man Ch’ing — «Cheng Tzu’s Thirteen Treatises on T’ai Chi Ch’uan»
Перевод «Фокусы тела»