Назад
Предыдущая запись
Следующая запись

Ответы грандмастера Чжэн Маньцина на вопросы учеников, часть 1

Вопрос: В большинстве боевых искусств ученики нередко достигают и превосходят своих учителей. Почему никто из ваших студентов не достиг вашего уровня? И даже, не смотря на то, как некоторые быстро прогрессировали, все из них находятся гораздо ниже вашего уровня. В чем секрет?

Ответ: Вы правы, секрет имеется. Но он настолько просто, что в него трудно поверить. Вся его природа настаивает, чтобы вы поверили, имели веру. А секрет заключается просто в том, что вы должны расслабить свое тело и свой ум полностью, тотально. Вы должны быть готовы терпеть поражения (в поединках) снова и снова в течение длительного времени. Вы должны «инвестировать в потери» — иначе никогда не преуспеете. Я дошел до своего текущего уровня только потому, что отложил в сторону свою гордыню, и доверился словам моего мастера. Я расслаблял свое тело успокаивал свой ум так, что только ци оставалось, ведомое указаниями моего ума. В самом начале это привело к большому количеству поражений и синяков. На самом деле, в некоторых поединках меня толкали так сильно, что я терял сознание. Но я упорствовал и продолжал. Я следовал своему учителя и слушал, и обращал внимание только на свое ци. В сокрушительных поражениях, я оставил свои волнения, гордость, эго. Опустошив себя, я оставил все свое внутреннее пространство для ци. Со временем моя техника улучшалась. Тогда, и только после этого, оттачивались мои реакции, так, что нейтрализация и возврат усилия начали срабатывать мгновенно. А мои студенты либо не верят в этот путь, либо не следуют ему с достаточным усердием и готовностью.

Вопрос: Когда вы так говорите, все выглядит так легко. Вы говорите, что если ум в «правильном» состоянии и тело расслабленно, то прогресс неизменно последует. Но как насчет обычных принципов – тяжелый труд, регулярная практика, непрекращающиеся усилия?

Ответ: Чтобы достичь мастерства, конечно необходимо придерживаться все тех вещей, что вы перечислили, никогда не оставлять ежедневную практику и трудиться усердно. Мы должны быть аккуратны, чтобы не сделать понятие усердной практики тайцзи аналогом таковой практики в Шаолине. В последнем случай обычно речь идет о мышцах, силе и физических упражнениях до отключения мозга. Тайцзи же, однако, требует, чтобы вы работали с его принципами своим умом. Не достаточно просто выделять час или два для ежедневной практики, сама практика должны быть выполнена корректно. Иначе это все будет пустой тратой времени. Мой учитель, Ян Чэнфу, которого, в свою очередь, обучал его отец, прославленный Ян Цзяньхоу, в свои тридцать лет обучал одного богатого чиновника из провинции Шаньду́н. Здесь жизнь была легка, и молодой Ян вырос толстым и ленивым. И в таком состоянии он вернулся в Пекин, и продолжал вести разгульную жизнь. Его отец прослышал об этом и призвал сына домой, где и запер в пустой комнате, огородив его от всех и вся. Четыре года он содержался в такой изоляции, к нему не допускался никто, кроме его отца, который приходил ежедневно для того, чтобы обучать его сольным упражнениям, а также тренировать упражнения «обжимающих рук» и «липких рук» со своим распустившимся сыном. И эти четыре года дали Ян Чэнфу больше, чем вся предыдущая жизнь. Выйдя из этой комнаты спустя четыре года, он был способен легко победить всех тех главных учеников его отца, которые несколькими годами ранее неизменно били его самого. Теперь он стал великим бойцом, и величие не покидало его больше, даже несмотря на то, что в последние годы ему требовалось совсем мало практики для поддержания своей эффективности. В этом и есть простая истина тайцзи – на определенном уровне прогресса в тайцзи, настает момент, когда обычная физическая практика перестает быть необходимой. Достигнув его, практик проникает в саму глубину и мудрость тайцзи, и я сейчас промолчу об этом.

Вопрос: Выполняя форму, можем ли мы понять, расслаблены ли мы?

Ответ: Понимание – субъективно, тогда как расслабление – объективно. Я бы сказал, что в расслаблении есть хороший прогресс у того ученика, который способен сделать форму целиком, ни разу не допустив внешних воздействий, впечатлений, на свой ум. Но это только первый шаг. Следующим шагом будет выполнение упражнений таким образом, чтобы к окончанию вы почти полностью выбивались из сил. Когда ваши плечи становятся очень тяжелыми, вы будете знать, что приближаетесь к настоящему расслаблению. Это результат «плавания в воздухе».

Вопрос: Но разве классические тексты не учат нас, что тело должно быть легким, так, чтобы даже перышко чувствовалось? Как легкость соотносится с изнеможением, которое получается от тяжелой тренировки с воображаемым сопротивлением воздуха?

Ответ: Как это не парадоксально, но здесь нет противоречия. Вы можете, конечно, выполнять движения 5 минут, быстро, легко и не чувствовать себя уставшим. Это не поможет вам расслабиться. Двигаясь медленно, точно, и против воображаемого сопротивления, вы устанете. Но в реальности ваше тело освободится от напряжения и сопротивления, наложенного на него вашим умом, и станет несравненно более легким, чувствительным, искусным и быстрым.

из книги Cheng Man-Ch’ing, Robert W. Smith «T’ai Chi — The “Supreme Ultimate” Exercise for Health, Sport, and Self-Defense»
перевод © «Фокусы тела»