Назад

Нейгун из первых рук. В гостях у мастера нейгун №1.

Нейгун из первых рук. В гостях у мастера нейгун №1.

天地與我並生, 萬物與我唯一
(莊子)

Мастер Джоу

Разговор будет долгим, подводки длинными, контекст будет превалировать над содержанием, витиевато, по-китайски — пожалуйста, запаситесь терпением. Видео с чудесами на потребу будет. Документальное и настоящее, свежее. Читайте и терпите. Недавно мы вернулись из очередной стажировки в Китае (24.06.2024), и наш босс (студии «Фокусов тела»), Вадим, обязал, так сказать, инструкторов описать нашу встречу с одним из выдающихся мастеров нейгун (內功) нашего времени. И, несмотря на некоторую турбулентность в самолете, говорят климат меняется, приходится это делать. Особенно сложно описывать мастера, который не ведет публичной жизни, не дает рекламы, не набирает учеников, а ведет жизнь обычного китайского лекаря: ставит иголочки, прописывает лекарства и тому подобное, как и принято доктору ТСМ (традиционной китайской медицины).

И все же Вадим хотел продолжить наши статьи на тему посещения мастеров, добавить что-то в копилку «Фокусов тела», учитывая, что тема реального нейгун никем не освещается в деталях и только в наши дни ищет дорожку к людям. И это понятно, ведь нейгун — это не теория, а практика и те, кто мог бы написать об этом предпочитают практиковать для себя, не прорываясь сквозь кромешную тьму заблуждений и предрассудков на эту тему.

История студии «Фокусов тела» и нейгун началась лет этак 20 назад, когда мы начали ездить в Китай. Ну начитались ребята книжек и поехали, так сказать, подтверждать теорию практикой. В то время мы уже накопили травм от тайского бокса, познали свою человеческую слабость и потеряли интерес к дракам. Увлеклись тайчи, вначале как оздоровительной системой, чтобы поправить себя, а потом решили пойти вглубь и докопаться до сути, как свойственно характеру русской души. В то давнее время наше понимание тайчи можно было свести к четырем последовательным уровням:

  1. Структурный уровень 
  2. Фа-дзин 
  3. Фа-чи 
  4. Фа-шэнь

Все мы растем, но в то время мы понимали это именно так. Со структурной оптимизацией движения помогли разобраться нам довольно быстро, года за три. Хотя прорываться через тьму глупостей, например, предложений укореняться и представлять корни и выгибать поясницу, много часов стоять в столбах, тоже приходилось. Но научная среда и наработки в советской биомеханике быстро нас из этого болота вытащили. Конечно, на это ушло много времени, так как структура имеет множество тонких нюансов и одного объяснения и даже практики не всегда достаточно, так как у некоторых людей, скажем, просто не хватает способности ощущать свое тело, той самой степени внимания, которая позволяла бы чувствовать тело до мельчайших отрезков, собирая обратную связь, без которой дать команду на структурную оптимизацию некоторых мышц просто невозможно. По сути, мы говорим о разновидности аутогенной тренировки и способности воздействовать на автономную нервную систему человека, что само по себе еще тот фокус тела. Потому что одной правильной позы тела, согласования и равновесия его частей, даже идеального движения недостаточно. Скелет человека находится как бы в комбинезоне из водного костюма, мы по большей части состоим из воды. И согласование этого водянистого костюма мышечной ткани на нашей костной системе возможно только если человек умеет по команде управлять сокращением и расслаблением мышц (принудительным расслаблением мышц, к которому многие вообще не имеют осознанного доступа без специального тренинга).

Попытки найти ответы на эти вопросы у чемпионов по тайцзицюань, и практиков с 20-летним опытом, преподавателей в институтах, носителей 9 дуаней, не увенчались успехом, так же, как и обучение в китайских спортивных институтах. Пришлось обращаться в традиционные школы тайчи к старичкам в парках. Оказалось, что спортивное тайчи практически полностью утратило искусство тайчи, а именно: способность перераспределять и изменять силу в точке контакта. И не было выхода, приходилось заниматься у традиционных старичков, которые понимали суть вопроса.

Следующий уровень в тайцзицюань — это фа-дзин. Фа-дзин — это быстрое или медленное, с силой или без, перераспределение динамической силы оппонента в нужном вам направлении. Поскольку сила, проходящая сквозь человека, динамична, и не ограничивается только точкой контакта, мастера тайчи способны перераспределять и перенаправлять силу оппонента, используя неосознанность оппонента относительно тонких мышечных структур и фасций. Хотя, честно сказать, осознать наличие таких структур внутри тела и сделать их способными к перераспределению силы оппонента в траектории за пределами тела большое искусство. На эту тему снято много документалистики, когда хилый старичок способен сопротивляться большому бугаю. Рекомендуем на эту тему посмотреть фильм «Сила чи» Адама Мизнера («Power of Chi», Adam Mizner), где очень детально, с участием профессиональных спортсменов эта тема разобрана и показана. Конечно, к силе чи это не имеет никакого отношения, и Адам об этом прекрасно знает, просто коммерческое название и то, что там показано — это эффекты от практики ней-дзин (內勁) и фа-дзин в тайцзицюань. Надеюсь, когда-нибудь Адам Мизнер снимет фильм и об энергии ци, которой он также занимается, просто масс-публика эффекты ци воспринимает как фокусы. Аудитория, как говорится, не созрела, еще недостаточно разогрета для такого фильма. Спасибо Адаму за то, что хотя бы публика узнала о фа-дзин и ней-дзин в адекватной документалистике.

Эта способность к фа-дзин она нарабатывается специальными упражнениями по внутренней работе в тайцзицюань, хотя я до сих пор встречаю людей, которые думают, что тайчи — это комплекс движений, некий танец в парках. Тайчи — это сложная комплексная система саморазвития телесной осознанности человека, в ней много разделов помимо формальных дорожек, и эти разделы более обширны и сложны в освоении, чем просто уметь красиво танцевать тайчи. И без них тайчи не дает значительной пользы как оздоровительная практика. К нашему сожалению, тайчи как боевое искусство мы вообще не рассматриваем, хотя до сих пор есть мастера умеющие его применять, но их даже в Китае меньше, чем пальцев на руке. К тому же мы пришли к выводу, что его создателем, в самой сути биомеханического движка тайчи, не было заложено его прикладное применение. Это наше субъективное мнение, лучше иметь неверное мнение, но основанное на своем опыте, чем верное — на чужом. Т. е. наши коллеги, которые перешли на изучение прикладного тайчи как боевого искусства, по сути, помимо вреда для опорно-двигательного аппарата, получили плохую версию недоделанного бокса, с полным игнорированием культивационной составляющей тайцзицюань. Какой смысл брать глубокую, богатую принципами систему самосовершенствования, основанную на культивации жизненной энергии, систему, собравшую исторический опыт монастырских практик культивации энергии и оздоровления организма, и потом, игнорируя все это богатство, превращать ее в недоделанный корявый бокс? Почему сразу не научиться боксу или самбо у профессиональных атлетов, где все принципы именно боевых искусств уже давно выстроены, опробованы и успешно продолжают свой путь развития, исторически интегрируясь в ММА. Сам по себе динамический движок тайчи, если его раскручивать на скорость и силу необходимую для прикладного применения, приводит к саморазрушению суставов, в отличие от менее травматичного бокса. Спросите своего врача травматолога, и он подробно вам объяснит почему бокс как боевое искусство полезнее тайчи и не разрушает колени, а тайчи их разрушает даже без введения параметров скорости и силы. Сути движка разные.

Как любой организм, мы развивались и росли. Но когда более-менее разобрались в фа-дзин и доросли до фа-чи, впали в полный ступор. Потому что про фа-чи никто чего-то внятного не писал. Конечно, из биографий и классических текстов мы знаем об этом. И даже в некоторых случаях фа-чи было стимулом для изучения боевых искусств выдающимися спортсменами прошлого. Например, случай как, знаменитый своей физической силой мастер тайчи стиля Чень, Фэн Чжичан принял решение обучаться у Ху Яочженя. В то время он уже был прокаченным атлетом и освоил жесткий подход Шаолинь и не верил, что щуплый Ху Яочжен что-то умеет. Но тот ударил одним пальцем так, что он почувствовал его удар как электрический разряд, отбросивший его на стену. Тогда Фэн Чжичан опустился на колени и стал его учеником (Пань Хоучен. «Биография мастера Фэн Чжицяна»). Эта демонстрация фа-чи стала ключевым поворотным моментом в изучении внутренней работы и мягких стилей.

Также своей силой фа-ци славился один из самых прикладных мастеров багуа современности, который, собственно, обучил и сформировал БИ спецназа Китая (китайский исторический прототип В. Ощепкова, если позволите, с исторической точки зрения становления БИ в «определенных структурах» Китая). И такой список можно было бы продолжать довольно долго. И люди все авторитетные. И все бы было хорошо, да практики-то не у кого взять. Таким вещам по книгам не учатся. Если же смотреть на картину фа-ци целиком, то мы приходим к выводу, что это в далеком прошлом было частью даосской практики бессмертия. Китайские иерархи прошлого не скупились на средства и исследования бессмертия, которые длились целыми поколениями проб и ошибок. А что нужно еще кроме бессмертия, когда у тебя уже есть деньги и власть? И когда практика бессмертной алхимической пилюли («аптечный подход») показала свою несостоятельность и история вей-дан (внешней алхимии, 外丹) утратило тренд, на ее место встала практика ней-дан (внутренняя алхимия, 內丹). И даже некоторые теории и подходы внешней алхимии иносказательно и на уровне общих принципов перенеслись во внутреннюю алхимию. Чтобы было нам как-то проще понять, можно сказать, что ней-дан по своему замыслу — это древний китайский аналог биохакинга. Иначе говоря, это биохакинг, в котором средством оптимизации молодости и долголетия выступает гармонизация функционала собственного организма, его физической и психической составляющих, где человек рассматривается как единая система физического, энергетического и психического порядков. Тут я для простоты, конечно, упрощаю. И, если оптимизировать каждый из этих уровней (а их в ней-дан от школы к школе от 9 до 12), человек обретает долголетие и здоровье. А зачем нужно здоровье? По их мнению, бороться со временем, чтобы была возможность осознавать себя и духовно расти.

Внутренняя алхимия ней-дан


И если вычленить из этой пирамиды оптимизации работу с энергией ци, что, собственно, и делали люди изучающие фа-ци, то мы получим изолированный навык фа-ци, который интегрировался в тайцзицюань и другие внутренние стили. Поскольку изначально в своей чистой форме тайчи произошёл из даосизма (а не из деревни семьи Чень, хотя и из деревни Чень тоже, но это сложная тема исторической интеграции и отдельный разговор). Поскольку навык фа-чи был искусственно вырван из более крупной системы культивации жизненной силы и бессмертия ней-дан, со временем до нас он дошёл в системе, которую в современном англо-саксонском жаргоне мы называем нейгун. Но, если вы спросите китайского мастера нейгун про нейгун, то он вам ответит, что если ты умеешь управлять своей энергией, то как это называется не имеет значения, так как каждый мастер будет называть ее по-своему или просто косить под цигун. Кто знаком с китайским языком и изолированностью китайских мастеров понимают, о чем я. Сама суть китайской модели не позволяла долгое время китайцам создавать языковые термины и интегрировано обмениваться знаниями между собой. «Каждая кукушка свой лес знала». Термин цигун произошел в 1967 году, а о старых деревьях пуэр (гушу пуэр) в Юньнане местные узнали только в 2014 году. Это к разговору от древности цигун и древних чайных традициях. Кто понимает — тот поймет.

И так стало понятно: хочешь фа-чи — найди мастера нейгун. Затянул, наверное, я с повествованием, но вырывать из контекста не хотелось. И думали мы в конце 90-х: ну куда-бы поехать-то, чтобы найти этого самого китайского мастера нейгун. Естественно, в Удан, родину алхимии и даосских монастырей. Ум рисовал сказочные монастыри, лесных практиков внутренней алхимии в уединенных пещерах. В принципе, и то и другое было и в основном не в Удане. В Китае есть четыре знаменитых даосских горы, где находятся, даже сейчас, в наше время, практики, живущие в пещерах в полном одиночестве и иногда окруженные маленькой группой учеников. Только одно «но». Приходишь к ним с простым прямым вопросом и открытой русской душой и говоришь: «Я вас очень уважаю, покажите, пожалуйста, что вы умеете в плане мастерства работы с энергий, покажите, так сказать, эффекты. Фа-чи, фа-гун и т.п.? Вот вам и еда, и деньги, и наше расположение». А в ответ, к кому бы мы не приходили, стандартные три варианта ответа:

  1. Я не умею фа-гун, но мой мастер умел, но умер.
  2. Я это умею, но не сейчас, вот когда уйду в затвор, тогда и покажу.
  3. Мой мастер умеет, но он на другой горе, а там наводнение, не дойти

Как результат — полное разочарование. Конечно, разговоры на всякие около духовные темы — это приятно, но с практической точки зрения совершенно бесполезны. Мы объездили действительно много монастырей и отдельных личностей, но нигде не встретили мастерства нейгун. Особенно бедными на мастерство нейгун оказался Удан и традиционно зафиксированные линии и монастыри с хорошей родословной. Кто бы тогда мог подумать, что настоящие мастера мимикрировали в силу культурных особенностей и китайского законодательства в ТСМ (докторов традиционной китайской медицины). Где-то после 2005 года на наши китайские радары начали попадаться реальные люди со способностями в нейгун. У нас-то в России все наши тогда трендовые мастера цигун говорили сущий бред: что энергия ци — это дыхание или энергия ци – это все на свете. А в Китае это проще: если мастер владеет ци, то он ее тебе обязательно покажет. Как покажет? Манифестирует ци. Обычно это электрокинез, пирокинез и телекинез. Мой word даже слов то таких не знает, чтобы их исправить. Ну и мы в то время тоже, учитывая, что половина из нас имела психологический бэкграунд, поверить во что-то подобное было крайне сложно. Мастер тебе показывает, как он двигает предметы, а ты про себя думаешь: «Наверное, у него под столом магниты или же, ну у фокусников есть тонкая клейкая леска где-то, может ее не видно на белом фоне». А если мастер бумажку поджигает или его ученик какую-нибудь соломку, тут вообще все основы химии вспоминаешь и думаешь: «Наверное, он марганец где-то между пальцами спрятал или ватку, смоченную в спирте». Прямо вот сидишь, смотришь на это все и не веришь. Ну не может этого быть, потому что не может быть. Кто же мог предположить, что электрокинез используется в китайской медицине, чтобы не просто ставить иглу, но и послать в нее пальцем разряд такой, что даже щелчок в воздухе слышен. Кто мог такое предположить? А также для диагностики: открыты каналы или закрыты, мастер направляет фа-ци, например, в пальцы, чтобы проверить реакцию открытия каналов, насколько разряд проходит, если канал открыт, то пальцы мгновенно сводит и разряд бьет через плечо и довольно больно, многие кричат от этого. Такой выпуск ци — это не какая-то теплая волна или приятное покалывание, это болезненный удар током. Хотя в медицинских целях некоторые мастера используют очень слабый электростатический разряд ци, когда ведут прямо по меридианам для диагностики состояния энергоканала. Как это вообще в голове может уложиться? Как в плохом фильме все стадии принятия: отрицание, возмущение, обдумывание и дальше по списку. У некоторых такое принятие занимало несколько лет. Настолько мы живем в устоявшейся модели восприятия, что никак не можем допустить такое. Хотя все же видели документальные исследования Н. С. Кулагиной, у который был спонтанный телекинез, 20 лет ее изучали в наших НИИ. Этот же фа-гун может быть использован не только для созидания и здоровья, но и для разрушения, например поломать стеклянные стаканы на небольшом расстоянии, или сломать гранитный камень одним пальцем. Некоторые видео мы выложим, так что не спешите, не надо так волноваться. 

Мастер Джоу ломает камень на весу

К тому же надо сказать, что любое сверх имеет и сверх траты. Есть положительные моменты в нейгун, а есть и отрицательные. Есть и побочные негативные эффекты такой практики, если ее практиковать по книгам или самостоятельно или очень спешить с результатом. Среди практиков нейгун есть даже такое нехорошее выражение: «или достиг, или заболел». Есть выражения и покруче. И ученики бывает болеют и уходят рано, и мастера бывает где-то перегибают и умирают молодыми, такая история нейгун среди практиков в Китае известная.

Кусок гранита, разбитого мастером

И перед каждым изучающим нейгун стоит дилемма: попробовать и навредить, или не попробовать и не навредить. Некоторые предпочитают просто увидеть, что такое явление есть, что человеческая эволюция безгранична и пойти дальше «крутить свое тайчи». Другие понимают, что оптимизация тела на всех уровнях это покруче современного биохакинга будет и стоит ввязаться и позаниматься, но только до безопасных уровней, где не нужна компрессия энергии, специальное расширение энергоканалов и где не нужно высокого уровня контроля над даньтянем. Чтобы так вот взять первые два-три уровня, поправить здоровье и свалить не отсвечивая. Разные люди бывают и разные цели. И каждый человек и его мировоззрение достойны уважения. Никто никогда не отменяет человеческий фактор, и он же является решающим фактором в продолжительной и системной практике. Чем лучше те же богатые сторонники биохакинга, которые «обкалывают» свои теломеры и в 60 выглядят на 40, и те же молодые еще лидеры айти-индустрии, которые вкладывают миллионы в биохакинг, «переливая кровь девственниц» (это для умных, некоторые термины лучше не называть своими именами в наше время). Видимо даосское бессмертие не такой уж утраченный тренд, и на его замену выходит наука, хотя по-прежнему он остается в руках сильных мира сего. В нейгун свое тело так же становится той самой алхимической лабораторией. Только нейгун не использует химические вещества, а наводит гармонию внутри себя и своих органов и систем. Сколько уходит времени на освоение такого рода саморегуляции  в нейгун: в среднем 7-10 лет. Довольно долго и не практично для современного человека, проще вколоть теломеразу или еще чего. Сколько уходит денег на освоение нейгун: конечно не так дорого, как современный биохакинг, но простому работяге точно недоступно. В Китае сейчас слишком много богатых людей и некоторые из них достаточно умны, чтобы вложиться в ресурс собственного здоровья и долголетия, поэтому сам рынок задирает цену. Нашим инструкторам приходится год копить, откладывая деньги, жертвовать какими то необходимостями, чтобы только съездить к мастеру. 

В настоящий момент в Китае нам известно всего 2 мастера нейгун, также один мастер живет в Сингапуре, один мастер в Малайзии, несколько мастеров в Индонезии на Яве. Это все часть знаний нейгун, что перекочевали вместе с китайской миграцией во времена культурной революции и до сих пор хранятся как семейные традиции. Таким образом, спрос критически опережает предложение рынка, что делает доступность к таким людям, их времени, очень тяжелой и дорогой. Вот вам и конец всех духовных сказок и конвертация их в юани. Добавьте к этому нежелание этих людей высовываться в силу культурных моментов и жестких уроков истории, и получаем состояние нейгун на настоящий момент. Мастер высовывается либо если деньги перевесили страх, либо по избранным ученикам и сарафанному радио эта информация о нем куда-то все-таки просочилась по своим. Вы не можете просто прийти или приехать к мастеру нейгун, вас должен кто-то представить, такова традиция. И этот кто-то помимо мохнатой руки, может быть, кто-то из старших учеников, кто зазвездился. Вот пишу я это, и думаю: наверное, на этом надо просто закрыть ноут и закончить. И с другой стороны, вот пишешь такое, а про себя думаешь: «Мы ведь хорошие друзья со своим шифу, он лечил тебя, пили вместе, пели вместе караоке, он тебе картинки шлет по вичату с добрыми пожеланиями хорошего дня чуть ли не каждый день, а ты тут такой мрак нагнал». Хотя с другой стороны, если писать не личное, не наболевшее, не выстраданное, то какая цена такому слову? Ноль рублей и бытия копеек. А живем-то один раз полноценно. В наше время люди обладают такой сильной интуицией и проницательностью, что портить интернет теориями — это время на ветер. Каждый человек сейчас как детектор лжи, все всё чувствуют вне ума, ничего не скрыть. 

Хотел бы коснуться здесь истории нейгун и как не просто она проникла в массовое сознание. Самыим известными реальными мастерами нейгун к кому ездили российские практики были (потому что умерли) мастер Джианг Фенг из Хуаншан (Китай) и мастер Бапак Джон Бахарудин (Джон Чанг) с Явы (Индонезия). Оба имели русских студентов. Бапак Джон Бахарудин умер 5 февраля 2020 года, прожив 81 год.

Приглашение на похороны

Бапак Джон смог передать начальную часть своей системы некоторым студентам из Индонезии и Малайзии, которые до сих пор ее практикуют. Некоторые его европейские студенты достигали 4 уровня. Мой приятель, который у него учился и был старшим учеником, умер после 40 лет от рака простаты, очень добрый был человек. Другие так ничему толковому и не научились. По слухам, в Америке ему таки удалось кого-то научить из европейцев в полноте системы, но насколько много не знаю, не знакомы с ним. Русские студенты, пока он жил в Индонезии, приезжали к нему, понимали как это сложно и уезжали. В то время другие индонезийские мастера тенага далам (индонезийский синоним нейгун) не были широко известны. Почему я упоминал Бапака Джона Бахарудина, потому что он был первым из мастеров, кто согласился открыто документально засвидетельствовать и показать выпуск чи, фа-чи. Продемонстрировав западному миру эволюционные способности человека открыто: пирокинез, электрокинез, телекинез и способность человека изменять свойства материи. Благодаря ему в 90-х мир узнал, что нейгун существует. До демонстрации его документального фильма никто и представить не мог, что такое явление тренируется и имеет место быть.

Посмотрите если вдруг вы не видели.

John Chang demonstrates chi power

Вторым мастером нейгун, известным в русскоязычной тусовке цигун, был Дзиан Фенг из Китая, у него было по-настоящему много учеников из Москвы (около 20-ти). Так же как и к Бапак Джону, к нему многие просто ездили лечиться. И пока лечились, видели все вышеперечисленные свойства, которые были натренированы как у него, так и у его близких учеников. Помимо телекинеза, электрокинеза, пирокинеза он также демонстрировал то, что называют прямым видением (без глаз) и обладал способностями в телепатии. Многие инструктора «Фокусов тела» тоже к нему ездили в то время в Хуаншан в его клинику, надо поискать видео тех лет. Это было лет 10 назад. И он всех развлекал пирокинезом и тому подобным, а мы у него скрытый лазер искали, провода под столом, спрятанные в трусах электрошокеры. Электрокинез он манифестировал тоже для лечения. А так вел себя как все китайские доктора ТСМ: щупал пульс, ставил иголки и банки, делал исследования крови. Все как заведено в Китае. И, конечно, продавал дорогие пилюли здоровья в среднем от 5000 до 9000 долларов за курс из одной или трех таблеток за уровень. Поэтому, на первый взгляд, выглядел как полнейший шарлатан. При этом выпуск и манифестация чи были совершенно реальные, на высочайшем уровне мастерства. Но характеру мастер Джианг был мрачный, за это его многие не любили. Один из моих знакомых и выдающихся преподавателей цигун напрочь отказывался ехать к нему из-за его дурного характера. Как я его не уговаривал. Жил Дзиан Фенг все время под постоянным и пристальным контролем китайского «большого брата». Был очень печальным в последний год жизни, прямо мы ощущали даже не грусть, а как будто скорбь от него шла. Как будто сидишь с человеком рядом на похоронах, а через полгода он умер в расцвете сил. Он не рассказывал, от чего он так скорбел. Все время хвастался, что у него вторая клиника и куча новых машин и лучшие яйца диких оленей от рака. Правда, никого от рака он так и не вылечил, многие кто ехал к нему лечиться от рака — умерли. Возможно, кому-то помогло, если так, то напишите мне, ваш случай я не знал. Всех знать невозможно. В целом никому не помогало. Любил демонстрировать разницу в цвете крови после приема его лекарств. Я говорил ему, что если я добавлю аспирин в кровь — будет тот же эффект, он не соглашался. Особенно меня умиляла его способность стерилизовать трезубец для кровопускания над спиртовкой и колоть ей каждого следующего пациента. С медициной видимо он был знаком довольно поверхностно. Научил нескольких европейский студентов до приличного уровня выпуска ци. И одного русского, у которого сейчас успешная своя школа в Европе (простите, имени не упоминаю без разрешения, уважаю частную жизнь). 

Dr. Jiang Feng demonstrates of one form of the qi field (氣場) phenomenon

Следует понимать, мир нейгун очень маленький, все так или иначе пересекаются, так как самих мастеров кот наплакал, вот все друг друга и знают. Нейгун, я бы даже сказал, — это какая-то своя подводная, стоящая в глубине мастерства цигун, субкультура. Очень крошечная, как маленький остров, где все знают лица друг друга. Тех, кто поняли, что цигун — это просто гимнастика, но не впали в отчаянье и продолжили поиск и нашли что-то реальное в нейгун. Такие опытные практикующие этим своими находками очень дорожат и скрывают это как сокровище. Мастер Дзиан Фенг умер в расцвете сил, перенапрягся вроде как от лечения пациента, от инсульта. Но, на самом деле, с таким характером контролировать такое количество энергии весьма проблематично. Как и в любом деле, человеческие и психологические качества выходят на первое место и коррелируют с результатом. Я его запомнил тем, как он втридорога продавал чай и свои дикие грибы от всех болезней совершенно этого не стесняясь, ну и выставкой автопарка. И конскими ценами на пилюли ци.

У обоих учителей было множество сильных покровителей, прилетавших к ним чуть ли не на персональном джете. Несмотря на все написанное, мастера были реальными и заложили свои вехи в истории нейгун. Были и несколько других мастеров, но они предпочли остаться неизвестными. Много я так же мог бы говорить об обучении у всем известного мастера нейгун Жу, которого пристально исследовали в Америке, и у китайских мастеров на Яве, но тогда этот разговор никогда не закончится.

И тут мы подходим к тому моменту, когда мастер Дзиан Фенг умирает, и его недоучившиеся ученики начинают бегать по Азии и искать продолжения банкета. Потому что путь нейгун довольно сложен методологически и требует тонкой настройки, да и совершенству, так сказать, нет предела. И ищут они везде и всюду, но все находят каких-то недоделанных или фа-гун слабый, или мистики много, или еще что. И в 2010 году обнаруживают, что есть в Китае мастер нейгун, который обучает, показывает и лечит на том же уровне, что и предыдущие мастера. Это мастер Джоу. И все эти полтора человека к нему и стекаются и образуется «новая очередь». Насколько я знаю, кроме инструкторов «Фокусов тела», русскоязычных студентов у него на настоящий момент нет. Но сама публика пестрая, от всех стран и континентов по паре человек есть, как на мирном саммите. Мастер Джоу имеет веселый характер, добрый нрав, отличное чувство юмора, общительный, любит людей и компании, компанейский, активно занимается лечением людей без перерыва. Из минусов: нет ничего хуже, чем его ответы на вопросы, это как лекция о сне и сновидениях — все спят. Он обладает талантом вкладывать ноль смысла в свою речь и повторять ее часами напролет. Делает он это ради прикола или это такой дар особого пустословия, от которого мухи падают во сне, я не знаю. Можно предположить, что он радикально смотрит в суть, а остальное посылает в пустоту. В жизни он совершенно нормальный, адекватный и веселый. Принадлежит к линии Юан Мен (元门), которая является одной из ветвей всем известной Лонг Мей Пай (龍門派). Тренируется с возраста 6 лет. Обладает всеми свойствами фа-гун. И все его старшие ученики также в достаточной степени проявляют эти свойства. Обычно здесь опять люди спрашивают про электрошокеры в трусах и тому подобное. Вы поймите, мы приезжаем к мастеру из 10 стран мира, живем практически вместе 25 человек. Все старшие ученики проявляют свойства электрокинеза, в той или иной степени. Думаете это такая вот группа, где куча народу, которая сутками сидит вместе, ест вместе, на виду друг у друга с утра до 3 ночи заряжает электрошокеры в трусах? Я вас умоляю, заняться взрослым людям больше нечем, отдавая свои кровные деньги. Кстати, в Китае люди очень уважительно относятся к русским людям. Я бы сказал даже с некоторой любовью к русским. Рядовой китаец всегда готов помочь, если узнает, что ты русский человек — это, конечно, очень приятно. Есть даже такое выражение “中俄友谊” – товарищество России и Китая. Мастер Джоу тоже очень хочет побывать в России, просил нас привезти его показать Москву. Но мы же обычные инструктора, «крутим свое тайчи», а не сильные мира сего, нам это пока не под силу. Чтобы приглашать людей такого уровня, поверьте, нужны связи очень вертикальные и согласованные. Но мастер Джоу надеется, что все-таки увидит Россию, со свойственной обычному китайцу дружелюбием и уважением к русским. Это, конечно, очень нам приятно. Хотел сказать об этом, потому что в других странах такого искреннего дружелюбия и уважения к русским я не встречал. И это очень приятное чувство. И исходит от обычных китайцев. Учитывая, какие сложные китайцы люди — это невероятно.

Здесь, наверное, надо остановиться и разобраться в особенностях нейгун и чем, собственно, он отличается от привычного нам цигун. Отличие на самом деле очень существенное, так как нейгун работает с эффектами конденсации энергии в избыточных для человека, ненормально больших объемах энергии. Иными словами, цигун — это работа с нормальным, естественным количеством энергии в теле для оздоровления организма. Нейгун — это работа с накоплением и конденсацией переизбыточного количества энергии и умением компенсировать физические изменения, чтобы избежать болезней вследствие сверх нагрузок энергосистемы.

Соответственно, вся структура нейгун упражнений отлична от цигун, так как основной их задачей является формирование искусственных резервуаров даньтяней и конденсация энергий до сверх возможных величин внутри тела человека. И, как следствие, тщательная работа над очищением меридианов, расширением из проводимости, высокая степень контроля над дыханием и психикой, чтобы удержать этот паровоз от перегрева. Кстати, у нас в Москве до сих пор встречаются люди, которые думают, что даньтяни реально существуют внутри человека. Это наиглупейшее заблуждение: даньтяни в китайских практиках создаются искусственно, сериями упражнений на развитие внимания и магнетизма этих зон, т. е. вначале формируются особые магнетические зоны с помощью специальных упражнений, куда можно затем (так же искусственно) компрессировать огромное количество энергии. У меня часто нейгун ассоциируется со скороваркой, куда нагнетается давление энергии, а потом это давление используется, чтобы прочистить под ним все каналы или трансформировать эту энергию в способности. К сожалению, в моем возрасте вспоминаются советские скороварки и детские страхи, что вот-вот рванет на кухне (они были алюминиевые и иногда взлетали). Так что, понимаете, чтобы компенсировать такое явление в теле, и не рвануть как грелка, проводится очень много дополнительной работы, где человек обучается контролировать ум, чувства, дыхание и энергию до той степени контроля, когда компрессия энергии станет безопасной для самого человека. Т. е. все уровни человека, начиная от физического тела, затем дыхания, затем энергии, затем тонких структур ума, оптимизируются (их функционирование тренируется наиболее оптимальным образом).

Мастер Джоу лечит пациентов

Можно также сказать, что успех нейгун пропорционален здоровью человека, поэтому очень сильный упор в китайском нейгун делают на оздоровлении человека. Оздоровление органов и систем для китайского нейгун представляется не в форме каких-то мистических упражнений по промыванию и гармонизации органов (или каких-то визуализаций здоровья или дыхания органами), а самой настоящей терапий с иголочками и специфическими упражнениями улучшающими здоровье. Начиная со здорового сбалансированного питания и заканчивая последовательным восстановлением больных органов у китайского доктора, который устраняет причину заболевания. Китайская медицина гордится тем, что она работает с причиной заболевания, а не с симптомами. Я позволю себе не согласиться с оптимизмом докторов ТСМ и по-прежнему верю в нашу советскую медицину. Поскольку часто видел в Китае, как люди пытались лечить хронические болезни у непроверенных докторов в китайских клиниках по ТСМ и это только затягивало течение болезни и добавляло больше работы нашим лицензированным докторам. А в тяжелых случаях такой перерыв на китайскую медицину может приводить к гибели человека. Это, конечно, мое субъективное мнение. Хотя у меня есть друзья, которые лечатся только у китайских докторов ТСМ и им это очень помогает. Но для нейгун такого рода «лечение» и восстановление энергосистемы у проверенного специалиста обязательный этап чуть ли не на каждой ступени практики. Помимо этого в каждой школе нейгун мастер в обязательном порядке проверяет энергосистему студента, например, корректирует положение даньтяня, если он создан не на месте, проверяет проточность каналов через электрокинез, нагнетает дополнительное количество энергии в даньтянь, если какие-то органы слабые, то мастер нейгун ставит иголочки, иногда пробивает их своей ци, зачастую к этому присоединяются китайские травы, отвары или пилюли. Такого рода пилюли устраняют тот дисбаланс, который выявляется на стадии диагностики, есть также специфические пилюли, если человек имеет очень мало ци для тренировки. Понятно, что тренироваться нейгун больному человеку категорически нельзя, вначале надо привести себя в порядок, а здоровье — это энергия. И понятно, что, если энергозатратные практики начнет делать человек с маленьким нетренированным запасом энергии, такая практика приведет только к истощению организма. Ниже посмотрите видео по применению электрокинеза для тестирования каналов рук и коррекции энергии даньтяня. На видео человек вскрикивает, так как удары даже слабым током не самое приятное. Ток не из розетки, а из даньтяня мастера, если кто-то вдруг затормозил.

Мастер Джоу проводит коррекцию

Т. е. оптимизации в нейгун начинаются от плотного физического тела и вся технология идет к управлению более тонкими структурами ума. Приятный момент в технике нейгун, что в ней не надо петь мантры, призывать каких-либо духов или поклоняться кому-либо. Наверное, для меня отсутствие идеологии в нейгун, а также всякого рода духоловства стало основной причиной почему мне это стало интересным. Не надо менять свое мировоззрение, систему убеждений. Жизнь меня научила, что практика есть критерий истины. И лучше маленький, но свой опыт, чем великий, но чужой. Как бы ни хорош был чужой опыт — самому тебе его не пережить. Невозможно самому пережить чужой опыт! Опыт всегда остается только свой. К этому можно добавить метафору мастера Джоу. Кто-то из учеников спросил мастера Джоу, а какова конечная цель нейгун? На это мастер ответил, что конечной цели нет, она у каждого своя. «Я обучаю вас нейгун и это подобно обучению в школе или институте, где вы развиваете основные компетенции и способности. Вы развиваетесь и получаете на выпускном доступ ко всем своим ресурсам. Но обучение в институте заканчивается и что вы будете делать со своим образованием? Зависит от ваших личных целей. Кто-то захочет быть журналистом, а кто-то бизнесменом, кто-то начнет лечить людей, а кто-то снимать фильмы. Я не могу вам сказать, что вам делать с этим потенциалом в своей жизни. Это зависит только от ваших целей и желаний!»

Мастер Джоу лечит пациентов

Хотелось бы также отметить разницу в практике цигун и нейгун в ощущениях. В цигун люди ощущают энергию как нечто мягкое теплое и абстрактное (тепло пошло по рукам, покалывания, бодрость, плотность между руками и в таком духе). В нейгун же энергия — это весьма острое ощущение. Когда у человека открывается нижний даньтянь, он ощущает как будто он проглотил безумного котенка. Это довольно неприятное и сильное ощущение, бурлящей и прыгающей в твоем животе энергии. Большинство учеников впадают в ступор при первой встречи с таким явлением. И только потом учат его перераспределять. И даже когда эту энергию двигаешь по рукам — это как двигать электрический ток по проводам, весьма острое и не всегда приятное чувство. Я не готов вдаваться в научные дискуссии электростатический это феномен или акустический, ультразвуковой — за этим обращайтесь к Вадиму. До сих пор смеюсь над исследованиями Кулагиной, когда ученые обнаружили у нее под поясом постоянный диполь и решили, что она там магнит скрывает. И запретили ей крутить бедрами во время эксперимента. Вот на таком уровне у нас наука понимает наличие даньтяня, а то, что она лягушке сердце на расстоянии останавливала, это конечно не в счет. Видимо с научной точки зрения лягушка была просто дурой. О чем тут говорить. Так я о наболевшем. Хотя инструктор «Фокусов тела» Коля, ученый биолог и он тоже учился у Джоу, и никаких электрошокеров в подмышках и иных частях тела им замечено не было.

Мастер Джоу с учениками

Но это все лирика, давайте посмотрим со стороны, а куда люди используют энергию полученную в нейгун. Обычно это четыре раздела:

1. В китайской медицине: здоровье и целительство. Создавать запас биоэнергии для активной жизни, улучшать иммунитет. Использовать биоэлектричество, как мастер Джоу. Или конденсировать энергию до высоких температур, как мастер Жу, например. В акупунктуре и массаже.

Лечение у мастера Джоу

2. Во внутренних стилях БИ: как прикладной аспект боевых искусств, способность разбивать гранит, способность менять природные свойства объектов мягких на твердые, или, наоборот, сжать гранит в руке до степени мелкого песка. Посмотрите видео, где мастер Джоу разбивает двумя пальцами 5 сантиметровый гранит, у нас из такого же в Москве тротуары в центре. Мы сами помогали эту мощенку искать, и я сам лично пробовал ее разбить. Это не кирпич или чугунок, это гранит. И обратите внимание мастер не только разбивает его пальцами, но держит на весу. Т. е. разбивает гранит без опоры практически.

Мастер Джоу разбивает гранит с опорой

Мастер Джоу разбивает гранит о голову

3. В развитии сверхспособностей:  упор на развитие силового аспекта (биоэлектричество) и наращивание энергии. Невозмутимость к жаре и холоду, телекинез, электрокинез, способность изменять физические параметры материалов. Видимо друзей на вечеринках развлекать, что ж у всех свои цели.

4. В духовном развитии:  как основа для энергообеспечения и поддержания баланса тела при переживаниях высших состояний сознания, самадхи и путешествиях вне физического тела. Такая проблема есть у людей стремящихся к самадхи, просветлению — у них не хватает энергии, чтобы пережить это состояние. Получается, человек искал просветление, а нашел ничто, пустоту. Т. е. вся энергия уходит на духовную практику и в результате, когда человек может коснуться этого состояния, вместо света, благодати, радости и сат-чит-ананды, возникает только бездна пустоты и разочарования. Некоторые отступают после этой фазы и занимаются карьерой, дачей, детьми. И забывают. А другие решают разобраться в чем же там дело и решают вопрос с помощью нейгун. И получают свою сат-чит-ананду, а не пустоту с ничто. 

5. Поправить здоровье базовыми уровнями и не углубляться в сверх конденсации. И направлять полученное здоровье, на развитие семьи и служению обществу.

В общем, интересы у людей разные в нейгун и не нам их судить, цель каждого человека достойна уважения. Для нас тайчистов, привыкших «крутить свое тайчи», мирных «тайчи панд», нет особых амбиций. Мы привыкли практиковать всю жизнь что-то и для нас сама практика является центровкой внутри бурлящего разнонаправленного потока  жизни. Жизнь — это река и надо же на нее смотреть с какого-то неподвижного камня, чтобы не засасывало уж совсем. Вот, наверное, для тайчистов это так. И понятно, что движок тайчи направлен на аккумуляцию и более глубокую работу и когда эта работа нужна, тайчисты идут в нейгун, а не в линкундзин, как многие думают. Линкундзин — это практически не применимая чувствительность, способность быстро реагировать на пространство. По большому счету, это навыки в высшей степени развитого рапорта двух биологических систем с последующим доминированием более осознанной системы, а по сути, гипноз для поединка. Не знаю даже кому это может быть интересным, мы этим не занимаемся. Так как, по нашему мнению, да и по классическим текстам, кажется, что Чжан Сан Фенг задумывал тайцзи как искусство культивации, пестования жизни, радости жизни, энергии жизни. Ян шен. Тайцзи имитирует гармонию природы в движениях, переходы 64 триграмм, приводя человека к единству и внутренней гармонии, где он черпает энергию Существования. Такая задумка не могла быть создана вне аспекта культивации, вне нейгун и нейдан. Чжан Сан Фенг был даосом, поэтому невозможно представить, что он бы выкинул нейдан из своей системы. Скорее тайчи было посредником, звеном в цепи нейдан практик.

Вернемся к нейгун. Тренировки нейгун проходят каждый день. В некоторых школах через день. Обычно от 20 минут до полутора часов в день в зависимости от задач. Некоторые техники очень сложны, некоторые просты, некоторые требуют физической выносливости, некоторые концентрации ума. С позиции современного человека, не сложно сесть в неподвижную позу и 20 минут быть сосредоточенным на технике, а вот делать это 10-15 лет подряд каждый день — это уже правильное описание нейгун. Если вы к такому подходу не готовы, то нейгун не для вас. Как сказал мой новый знакомый Андрей: «Нейгун может научить человека отказаться от нейгун! И не практиковать его больше». Все мы имеем свои собственные косяки и ограничения на пути личностного роста, и вопрос только в том, а готовы ли мы действительно расти, подниматься над своими слабостями, работать над собой. И многих нейгун учит, что работать-то над собой они не готовы. Легче петь мантры и летать в облаках, смотреть в Гангу. Таких людей нейгун учит видеть свои ограничения, и они его бросают, и правильно делают. Каждый имеет право слушать пение птиц и шелест ветра. Ведь если человек не умеет уравновешивать свой ум, и идет на поводу у своих чувств, то как он справится с возрастающим количеством энергии? В природе нет никого великого! И высокая сосна и маленький куст калины составляют единое целое. Мы не можем сказать, что куст калины ниже высокой сосны, иначе как мы увидим, что сосна высокая. Или представьте, чтобы было в лесу, если бы все муравьи стали слонами. Появились бы слоновейники, а не муравейники. Поэтому в природе все едино, все живет в согласии друг с другом, на своем уровне и нет людей великих или низких, и каждый заслуживает уважения. Такова безусловная любовь жизни ко всем нам.

Многие кто сталкивался с нейгун вдвигают нам такую идею, что нейгун — это утраченное искусство пранаямы. Исходя из того, что все внутренние искусства произошли из вед, а Патанджали своей восьмиступенчатой йогой привел устную традицию в читаемый вид. Востоковеды вряд ли согласятся с такой точкой зрения. Хотя на практике это вот как выглядит. Начинают наши ребята заниматься йогой, а им говорят, что пранаяма — это искусство дыхания. Я и сам с этим сталкивался, когда сертифицировался в европейский реестр тренеров по оздоровительным практикам. Нам внушали, что пранаяма — это дыхательные техники. Да и ребята, что приходят из Йога Альянса (это такой МММ по продаже курсов по йоге и сертификатов), они тоже говорят: «Пранаяма — это техники работы с дыханием, искусство дыхания». Конечно, им всем по 20-25 лет, еще дети, гнутся во все стороны от природы, что они вообще могут знать про йогу и воспаления суставов после 50-ти? Когда же дело касается освоения пранаямы в йоге, возникают одни побочные эффекты и болезни. Потому что традиция личной передачи утеряна. Знания-то хочется, но личные настройки утеряны, только набор упражнений, техники, без передачи опыта, да еще и с амбициями «делай и получишь результат». Конечно, не получишь ничего кроме обратки от такой прыти. Человек начинает пранаямой чистить ум, вместо этого едет крыша, или инсульт. Начинает лечить сердечно-сосудистую систему — получает аритмию и т. п. Понятно, что пранаяма в реальности — это искусство с помощью дыхания КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭНЕРГИЮ и никак не набор дыхательных практик. Потому что это набор практик для контроля энергии. А когда задаешь в лоб вопрос йогу: «А собственно, как ваши пять/двенадцать пран-то контролировать с помощью дыхания?» — начинается мычание и ответы, а вы делайте и получится, вот тебе это упражнение для этой праны, а то — для той. На выходе ноль результата. Профессиональные Йоги со стажем не обижайтесь, пожалуйста, это пишется не для вас и не о вас, а о молодежи, которые, отучившись в Йога Альянсе в Ришикеше или на Бали, начинает практиковать и преподавать йогу, размахивая своим сертификатом. Конечно, в последствии они узнают, что в России йоги уже прошли тернистый путь от самопального самадхи с вызовом скорых до травматизма от асан и к 2015 году уже этот опыт произвел на свет выдающихся тренеров хатха-йоги/асаны, и даже одну питерскую школу пранаямы равной, которой нет ни в Индии, ни во всем мире. Я уже не говорю о лучшей в мире школе по йога терапии, которая находится в Москве, а не в Индии! Это приятно, конечно. Но, когда люди начинают осваивать пранаяму на опыте, обратиться почти не к кому. В нейгун этот опыт сохранился. И сохранились знания как именно дыхание влияет на энергию, как ей манипулировать и управлять в нужном русле в мельчайших деталях. И все же дыхание в нейгун это всего лишь подготовительная фаза оптимизации дыхания, очень крошечный подраздел.

Следующая новость про нейгун состоит в том, что в нейгун не используется визуализация или воображение совсем! Любое использование воображения при избыточном потенциале приводит к блокировке этой фиксированной области и заболеванию. 

Другой момент технологии нейгун состоит в том, что нельзя ускорять или форсировать или технически делать уровень за уровнем по расписанию. Такого расписания для естественно развивающегося организма не существует. В нейгун человек трансформируется как организм, т. е. естественно преодолевая все стадии. Если позволите такую аналогию: семечко, росток, саженец, дерево, большое дерево. И нет способа взять росток за листик и вытянуть вверх, только оборвёте макушку. Поэтому у каждого человека на нейгун уходит разное количество лет: у кого-то семь, у кого-то пятнадцать и больше. В самих техниках нейгун нет никакой тайны, но чтобы они работали, надо вовремя перейти с уровня на уровень не раньше и не позже, и это определяется маркерами определенных эффектов каждого уровня.

Оптимизация в нейгун примерно идет по следующим этапам:

Подготовительный этап, закладка основ и контроля при увеличении энергии:

  1. Укрепление суставов и позвоночника, как следствие разблокировка циркулирующей энергии.
  2. Открытие канала земля-небо, умение успокаивать ум в статической позе.
  3. Абдоминальное дыхание для создания магнита в нижнем дт, формируя не надуманные ощущения вибрации.
  4. Пренатальное дыхание, вертикализация ци.                                                   
  5. Открытие и расширение каналов, связывающих внешние и внутреннее. Расширение и объединение каналов, дальнейшая подготовка к циркуляции увеличенных объемов энергии.
  6. Накопление Чистого Ян (позитивизация). 
  7. Создание виртуального хранилища дт. Упражнения на предварительное накопление.
  8. Сознательное управление накопленной энергий, способность выводить ее через ладони.
  9. Активация верхнего дт, прикосновение к возвышеным переживанием за счет активации лин-чи.

Продвинутый этап, компрессия энергии и манипуляции:

  1. Использование дт для абсорбции первоэлементов, манипуляции первоэлементами и электрической ци.
  2. Тренировки лао-гун для управления циркуляцией в теле.
  3. Гипераккумуляция энергии в дт увеличение его объема вдвое.
  4. Соединение трех дт для выпуска фа-гун и прикладных задач.
  5. Упражнения на манипуляции с энергией на неопределенной дистанции для целительства и т. п.

Мастерский этап:

До сих пор передается только из рук в руки. Это дальнейший процесс манипуляции энергий с техниками позволяющими безопасно удерживать ее в теле. Работа со сверхспособностями высшего уровня такими как левитации, трансформация размера тела и т.п. Вещи пока нам простым смертным недоступные. 

Хотя нейгун произошел из нейдан (и является узко профильным направлением произошедшим из нейдан), надо понимать их различие. Нельзя путать нейгун и нейдан.  Нейдан — это внутренняя алхимия, ставящая целью достижение бессмертия, взращивание бессмертного зародыша. Она работает не только с нижними даньтянями, но и с областью шень и с пространством за пределами физического тела. В «Фокусах тела» мы нейдан не занимаемся совсем, так как это своего рода духовная практика со всеми влекущими это осложнениями. Пусть духовным занимаются старцы и служители культа, им эти процессы виднее, нам бы со своим телом и умом разобраться.

К каким выводам мы приходим. А нужно ли заниматься нейгун?

Вероятно, принимая внимания всю сложность контроля переизбыточного количества энергии, не нужно! Мы видим как углубленные занятия нейгун приводят зачастую к болезням от неумения контролировать полученную энергию.

В естественном мире напряжение приводит к застою, так считал Лао-цзы, основатель практики. Но современные люди хотят все побыстрее, при этом само качество медитации низкое, поэтому превалирует техника, а ориентация только на технику, метод, без привязки к внутреннему миру человека приводит к напряжению, застою и болезням. «Тот кто стоит на носочках — долго не простоит», — Лао-цзы. Поэтому заниматься нейгун современному человеку мы настоятельно не рекомендуем, это удел единиц. 

А нужно ли знать о нейгун? 

Расширить свой кругозор, понять что такое искусство существует и возможно даже взять легкие, подготовительные  элементы этой практики, интегрируя их в тайчи, несомненно можно и нужно. В тайцзицюань такая интеграция приводит к выпуску фа-чи и фа-гун для прикладных задач, а также к обильному накоплению энергии и радости бытия.

Другой вопрос, который часто адресуют при изучения нейгун: являются ли вообще эффекты нейгун критериями, говорящим нам о развитии человека? Мастера нейгун вам ответят однозначно: что именно по эффектам фа-гун, которые производит человек, можно судить о его уровне развития. А вот мы позволим себе не согласиться с этим. Несомненно, способности нейгун показывают эволюционные возможности человека, возможно человеку и не надо бегать в лесу с огнивом, если он обладает эффектами нейгун, чтобы развести костер. И все же такое мастерство не может заменить самое главное богатство человека — его сознание. Способность ума наблюдать самого себя!  Иными словами мы не спрашиваем чемпиона штангиста о премудростях духовной жизни. Илон Маск сейчас строит корабли на Марс для того, как он заявляет, чтобы сохранить уникальное сознание людей, их неповторимую природу мыслить и осознавать вещи такими какие они есть. Чтобы при вымирании человечества, был запасной вариант. Отчасти он прав, но, с другой стороны, наши духовные старцы уже давно решили эту проблему, развивая самосознание до уровня неделимости и независимости от физического тела к духовному бессмертию. И все это наше сознание, не энергия. Нейгун действительно тренирует мастерство в управлении энергией и представляет эволюционное развитие организма, но определенно не духовное развитие человека. Да и нужно ли переизбыточное количество энергии человеку? В современном мире точно не нужно. Очень часто молодые люди приходящие в нейгун не понимают, что нейгун — это просто тренировка нашей нервной системы. А в молодости мы склонны создавать проекции для решения своих проблем на какие-то возвышенные идеи или личностей. И молодёжь думает: раз у этого мастера такие способности, значит он духовен и может дать ответы на жизненные вопросы. Но это совершенно не так. Никто не знает человека лучше, чем он сам, и надо бы в молодости разобраться какой такой гармонии ты ищешь, что тебе не хватает: общения, признания, карьеры, сексуальной жизни и т. п. И решать именно эту проблему самостоятельно, а не платить мешок денег за занятие нейгун в Китае. Такого рода проецирование собственных не решённых проблем на какие-либо учения или образы отца не приводят к результату. Так как нет покоя внутри от какой-то собственной, простой не решенной задачи. А нейгун не решает такие задачи, он просто система саморегуляции организма до сверхэффективного уровня, древний биохакинг, лишенный каких-либо идей. Я заметил, что некоторые молодые ученики из Европы приехали к мастеру Джоу не по адресу и не нашли ясности в свой ситуации. А нейгун — не психология, он в таких вопросах бессилен.

Мы уже подлетаем к городу герою Москва, мои коллеги все еще тихо сопят, но пора закругляться. Простите, что не баловали вас рассказами о перворыбе и не бросались цитатами из глубоких философских размышлений Чжуан Цзы и других выдающихся даосов. И не затуманивали ваш взор глубокомысленными пересказами алхимии золотого цветка, бессмертных зародышах и другой символике даосской мысли. Философствовать и подвешивать мозг других людей очень легко, особенно в интернете, а написать о своем собственном опыте и опыте своих коллег, инструкторов Студии «Фокусов Тела» — это не просто. С такими вот фокусами тела мы имеем дело в реальности. Надеюсь, вы расширили свой кругозор о нейгун, с позиции людей, щупавших его своими ручками и ножками. Мы надеемся также продолжить серию рассказов о тех мастерах, с которыми нам удалось познакомиться и учиться в странах Азии. И как говорит мастер Джоу: «В практике не надо торопиться!».
 

Господа, будете здоровы и счастливы! 
Желаем вам радости, гармонии и счастливого бытия!


От имени инструкторов «Фокусов Тела»,
(с) Фокусы Тела