
Введение
В поисках силы вы получаете еще и здоровье.
Адам Мизнер
Адам Мизнер преподает тайцзицюань (тайчи), основанный на стиле семьи Ян. Учился у многих учителей разных стилей, но называет себя преемником линий Ян Шаохоу (Yang Shaohou) и Хуанг Син Сяня (Huang Sheng Shyan). На наследии последнего во многом и построена его система. Родом Адам из Австралии, на момент написания статьи проживает в Таиланде. Проводит воркшопы в Европе, Таиланде, США. Помимо тайцзицюань, практикует одну из тайских традиций традиционного буддизма Тхеравады, что, конечно, тоже оказывает влияние на систему преподавания. Мы знали Адама и его школу по многочисленным видео и переписке в соцсетях. И решили познакомиться с ним лично. В октябре 2019 года команда «Фокусов тела» отправилась на его восьмидневный воркшоп Prague Training Camp в чудесную Прагу.
Знакомство
Как мы это делаем?
Мы делаем это нашим намерением.
Адам Мизнер
Площадка воркшопа — видавший лучшие времена спорткомплекс Sokol в Виноградах, подходящем месте для любителей выпить и как следует поесть. Спортзал навевал мысли о советском влиянии, будто в детство прилетели, даже запах аутентичный. Цена мероприятия — 850$.

Тренинг начался с переноса начала занятий на час вперед и очереди на два этажа на проверку распечаток билетов и проставление галочек. Зал для занятий был заполнен чуть более, чем до отказа — около 150 адептов тайчи Мизнера одномоментно. Публика — по большей части мужчины лет 30-50, до 70, со спины отчетливо делящаяся на две категории — бойцы (побритые наголо четкие ребята с хорошо развитой мускулатурой и безупречной осанкой) и сутулые искатели разных смыслов. Попадались и более колоритные персонажи, которые свой смысл уже, видимо, нашли. Сам Адам оказался не очень похож на свое видеоизображение — невысокий плотный мужчина, выделяющийся из толпы харизмой и яркими брюками, старался взаимодействовать с участниками через помощников и держался несколько отстраненно и высокомерно. Лично преподавал в основном «теорию», то есть говорил, или показывал под камеру «приемы». Общение со студентами, коррекция упражнений были поручены пяти постоянно (даже на теории) перемещающимся по залу инструкторам.

Среднестатистический день тренинга состоял из базовой разминки, дополнительной разминки, растяжки позвоночника, столбов, парной работы и теории, совмещенной с отдыхом. Оставшуюся часть оплаченного дня занимали объяснения и ответы на вопросы.
Разминка
Если ваши суставы напряжены, связаны друг с другом,
вы не сможете продвигаться и сделать следующий шаг.
Адам Мизнер
В начале каждого занятия примерно час-полтора проходил в разминке и растяжке. Собственно, разминка и стала самым ярким и отчасти шокирующим воспоминанием о тренинге. Базовая разминка, с которой без каких-либо вступлений и приветствий начались занятия, должна была быть известна залу по чрезвычайно подробному видео онлайн-курса. Согласно самому Мизнеру каждое упражнение разминки имеет собственный смысл и настройки, в системе Адама биомеханика разминочных упражнений прорабатывается тщательно и чётко. Но на нашем воркшопе разминка проходила настолько в вольном стиле, что смотреть на некоторых разминающихся было и страшно и странно. Мимо внимания тренеров и тренирующихся прошли параллельная постановка стоп, вытягивание макушки, приседания «на барный стул» для выравнивая поясницы, перенос веса с ноги на ногу. Спины, надо признаться, иногда правили, но это — всё. А уж мелочи, как выкручивать позвоночник, чтобы ненароком не развалить, и куда смотреть коленям, чтобы потом не было мучительно больно — это мелочи, да.
Зато порадовала дополнительная, не то чтобы интенсивная, но эмоционально насыщенная разминка-растяжка. Часть упражнений предназначалась для раскрытия тазобедренных суставов и была заимствована из йоги. С некоторыми статическими упражнениями мы были не знакомы ранее и с удовольствием познакомились в Праге.

Самое интересное из «новинок» — растяжка позвоночника — два весьма «закрученных» упражнения со следующей общей идеей: фиксируют вниманием две точки: макушку и копчик, и растягивают позвоночник между ними как резинку: вверх-вниз, сжатие-растяжение.
Добавилось хорошее статическое упражнение на расслабление плеч, которое мы тоже раньше не делали. После него шла динамика (разнонаправленное вращение рук) — и полный сброс напряжения с шейно-плечевого пояса за довольно небольшое время и более терпимый, по сравнению с «лягушкой», болевой эффект — гарантирован.

На фото ещё одно упражнение на разгрузку шейно-плечевого пояса, не такое болезненное, но вполне эффективное. Главное, не давить сильно на голову. Если растяжка плохая, то осторожнее.
Но самым любимым способом насладиться болью, изюминкой тренинга (за который сифу получил потом море дифирамбов в фейсбуке), для его участников стало сидение на корточках (вышеупомянутая “лягушка”), последнее упражнение базовой разминки, превращенное их трех приседаний в настоящую тренировку духа и тела. Сидеть полагалось 15-20 минут. Дли усиления эффекта — со специальным дыханием и растяжкой. Малодушные мысли как-то уже упасть и полежать начинали накрывать примерно на 10 минуте, но выдержка соседей цементировала волю (на всё же упавших смотрелось как-то даже и с высокомерием). Стон облегчения после команды «релакс» был невыразимо прекрасен. Со слов Адама иные мастера тех, кто на корточках час не сидит — вообще в ученики не берут. Тоже метод. Может, и не тайчи, но да — своей боли нужно смотреть в лицо, а не избегать ее. Хоть сам сифу в процессе занятий на корточках не сидел (кофе пил, why not?).
Столбы
Если вам не нравится стоять,
просто преодолейте себя.
Адам Мизнер
Столбам (zhan zhuang, чжань чжуан) ежедневно уделялось от 40 минут до часа. Из восьми дней тренинга один был почему-то без них, в остальные постояли почти по полной программе. Почти — потому что внезапно одноногие столбы были очень короткими, минут по пять.
Вообще говоря, стояние в столбе предполагает очень тонкую настройку тела и очень четкую конкретную выверенную его структуру плюс натренированную способность расслабить и отпустить все без исключения мышцы, чтобы опора шла только на кости. Собственно, цель столбов и есть эти настройки, доведенные до предела. При выполнении этих условий и определенной тренировке столбы стоятся легко и радостно. Но не тут-то было. Уж если в разминке ноги в разные стороны, то столбы — вообще высший пилотаж мазохизма.
Вставали все по-разному. Кто-то уверенно, жестко и прямо, кто-то расслабленным колёсиком, кто-то халявил с согнутыми ногами. Примерно через полчаса народ начинал бить тремор, причем спортсменов с жесткой структурой раньше и чаще. Потом к общей дрожи присоединялись «ботаники». Дрожали и стояли. Душераздирающее зрелище. В отличие от лягушки столбы всё же не про боль, они на другую тему… По рядам ходили сотрудники Мизнера, проверяли поясницу и иногда макушку. Ноги, коленки — опять нет. Чудно. Поскольку местом своей дислокации мы выбрали «галерку» напротив сифу, столбуясь можно было изучать ошибки товарищей по тренингу. Основное, что бросалось в глаза — V-позиция стоп в первом и втором столбах, где требуется их параллельность. Заваленные колени, обычно вовнутрь — будущий доход хирургов. Спина колесом — очень удобно с точки зрения боя, толкнули и покатился. Ну и руки держали кто как мог и умел.
В один из теоретических отдыхов Адам сообщил, что для настоящего эффекта от столбов надо стоять много лет. Боль — терпеть, блоки разойдутся и полегчает. Проверяется эффективность просто — при правильном стоянии от вас все будут отлетать. Примерно так говорят все, кто преподает тайчи по китайской технологии, Адам не стал оригинальничать. Сам он в столбах на тренинге не стоял и свой уровень мастерства не демонстрировал, отлетанием не похвалился, но сказал, что для него они этап полностью отработанный. Полезная теория по столбам тоже была. Не заваливать грудь, чтобы не давить на сердце, а давать напряжению стекать вниз. Таз — вниз, без выпячивания поясницы назад. Сохранять осознанность в проблемном месте. Под осознанностью в точке тела (это Адам, вероятно, принес из буддизма) понимается направленное туда внимание, но не активное, а наблюдающее. Но в целом после столбов стало окончательно понятно, что недостаток индивидуального подхода и отсутствие коррекции с переменным успехом компенсируется экспозицией. Эмоции облегчения и отдыха после трудного дня возникнут даже от копания канав. Достаточно сообщить, что вы круто поработали, чтобы создать положительное восприятие вообще любой программы. Осталось разобраться, в какой мере преподаваемые упражнения имели место к настоящему тайцзицюань.
Работа в парах
Противник просто падает. Он не может дотронуться до вас,
у него нет точек воздействия на вас, точек опоры.
Адам Мизнер
То, собственно, ради чего мы и собрались — отработать навыки во взаимодействии с тренированными партнерами. Боевое искусство всё же, а не зарядка. Но если разминка и столбы давали ощущение хотя бы не зря потраченного времени, послевкусие от парной работы больше похоже на растерянность и разочарование.

Парные упражнения были двух типов — отработка пропускания усилия противника, увода его под ноги и обратного усилия и туйшоу — одного, но любимого мизнеровского Swing Arms. Краткий инструктаж и в бой. Немного понимали что делать процентов 15-20 участников. Найти такого партнера — большая удача, потому что делились навыками щедро и с удовольствием. Кто не мог, тот так и не занемог. Народ без бэкграунда единоборств падал от легких прикосновений субтильной барышни — полезный опыт для отработки чуткого контакта — не урони ближнего своего — и для усмирения гордыни. Итого КПД обучения около ноля. Да, выцепить «инструктора» иногда удавалось. Да, они понимали, как правильно делать. Но их мало. Нас много. «Ok, good!», следующий.
Единственной внятной подготовкой к туйшоу была небольшая проработка первого из Пяти релаксирующих упражнений (по Мизнеру — сунгун, Song Gong, транслитерация китайского «мастерства расслабления», серия упражнений, заимствованных Мизнером у Huang Sheng Shyan, известных как «5 Loosening Exercises», см. Patrick A Kelly; Infinite Dao). Пооткрывали тазобедренные суставы, повыстраивали ноги. Но. Ценная информация как этим пользоваться в туйшоу выдавалась уже индивидуально и под запрос, то есть её не было.

В итоге туйшоу было приятной возможностью наконец подвигаться и попробовать на прочность свою структуру в динамическом контакте, но не более того. Поучились внимательности у опытных бойцов. Отработали как смогли движения. Собрали коллекцию их пониманий — все разные, что забавно, но вряд ли правильно. Эта имитация деятельности очень опустошает и готовит психику к обильному пражскому ужину. Находишь очередного партнера и начинается взаимоизобретение «как бы нам создать тайчи, чтобы было похоже» и «что они таки имели ввиду»? По большому счету это был обмен опытом местечковых клубов по интересам, в которых так или иначе состоят все приехавшие, а отнюдь не обучение у Адама Мизнера.
Так сказать, форма
Вы должны сначала приложить усилие,
чтобы сделать верную форму. И затем,
приняв эту форму, расслабляться в ней.
Адам Мизнер

37 янская форма была представлена в самом конце, на седьмой день, фрагментом с откатом (roll-back) из первого движения Grasp Sparrow’s Tail (ловить воробья за хвост). (форма создана Чжэн Маньцином Cheng Man-ch’ing, см., например, McFarlane, Stewart The Complete Book of T’ai Chi.) Фрагмент небольшой, даже не одно законченное движение, зато подробно, с картинками и многократным повторением.
Видимо именно в этом эпизоде скрыт какой-то важный принцип. А может быть дело в том, что он не требует много места. Потому что сделать форму в зале, где даже на разминке всё время цепляешь кого-то руками всё равно невозможно. Ну и как будто не очень-то и хотелось.
Теоретические вставки на отдых
Вам не нужно бороться со стрессом, вам нужно его отпустить.
Вы становитесь пустой трубой, становитесь прозрачным.
Адам Мизнер

Теория была самым бессмысленным, но по-своему приятным блоком. Портило настроение только осознание стоимости этого отдыха на грязном полу душного зала. Главный теоретический посыл в объяснениях — тайчи-развитие идет в последовательности тело — ощущения — ум.
Если начать с ума — ничего не получится, поэтому требуется начинать с тела, как минимум до момента, когда вы сможете сидеть с прямой спиной час совершенно неподвижно. Поэтому ближайшие n лет (или жизней) надо работать над телом, есть больше мяса, не забывать про пиво и секс.

Совет Адама для текущего уровня участников, кроме как не бежать от боли — тщательное выполнение упражнений по инструкции и отчетливая проработка выхода усилия не непрерывной «резинкой» всем телом, а по точкам.
Попытка анализа
Не думайте о ваших ногах.
Не визуализируйте ваши ноги.
Непосредственно переживайте ваши ноги.
Адам Мизнер
Кто-то из учителей Адама определенно владел не только тайцзицюань, но и другими внутренними стилями. Например, в классических текстах по тайцзицюань и трудах родоначальников стиля Ян нет никаких упоминаний о столбах. Зато столбы есть в более поздних системах тайцзи, полученных в результате синтеза, либо в других внутренних стилях, например, синьицюань. Также Адам периодически делает отсылки к багуачжан в некоторых движениях формы. И работа ног у него очень нетипична для мягкого янского тайчи и напоминает механику ченьских стилей. Все это означает, что Адам, скорее всего, занимался или занимается этими стилями.
Биомеханическая система настроек, которые преподает Адам, опирается на костную структуру. То есть, с опоры на мышцы нужно перейти на опору на кости. Адам называет это «отделить мясо от костей». То есть мы выстраиваем костную структуру без опоры на мышечный каркас.
Не совсем понятно, зачем он показывает и использует вертикальные перемещения тела в Пяти релаксирующих упражнениях и форме. Это очень нелогично, как будто специально портит студентам структуру, закладывая в нее возможность внешнего воздействия, ту самую точку опоры, для рычага.
В целом его подход имеет под собой систему, полезен для здоровья и физических кондиций. Но выбранная бизнес-модель делает невозможным быстрое освоение и рост через все это, обрекает на пребывание в тусовке, траты на новые семинары и т.д.

Прогресс и подача очень медленные, и, возможно, это помогает справиться с сопутствующей быстрому расслаблению депрессией. Но само наличие депрессии люди в системе склонны, скажем так, не афишировать и замазывать позитивным настроем. Это выясняется обычно в личной переписке, ну кто же на людях расскажет, как ему на самом деле плохо. Такие вещи — будни многих внутренних школ, работающих, говоря терминами тайчи, на первом из трех уровней — уровне Земли. Поэтому так велики требования к культуре процесса. Парадоксальная ситуация для нашего времени и общества — освоить предмет очень трудно, до конца не доходит практически никто. И проще получается это делать в хорошей и доброй тусовке с плохим гунфу мастера, чем с хорошим гунфу мастера, но в недоброй тусовке с амбициями и депрессией. Так есть хоть какие-то шансы продвинуться. Разве это не удивительно? Разве это не отличается от тех историй про мастеров, монастыри и традиции, которыми так обильно снабжает нас китайская культура вместе с книгами и фильмами. Разумеется, лучше всего, когда и знания есть и среда подходящая, но это практически невозможно найти сейчас, а ведь мы тестировали многих мастеров и многие школы, и не только в РФ.
Резюме
Приближенные ученики, даже самые новые, резко контрастировали по уровню мастерства с теми, кто заплатил 850$ за возможность боли. Они пытались делиться навыками, ходили по залу, помогали, участвовали в парных упражнениях, показывали правильный контакт. Судя по совместным с ними упражнениям учить Адам всё же умеет, но, видимо, чего-то не договаривает. Или говорит что-то лишнее?
Сам Мизнер контакту не учил, но проводил много демонcтраций мастерства на камеру. Успешных красивых демонстраций, где незадачливые напарники летали, падали, крутились по полу. Эти записи периодически выкладываются им на YouTube. Анализ записей и наблюдение в зале показали что:
- живой любитель денег, пива и секса на самом деле может развить в себе очень качественную костную структуру и делание мгновенного пэна от земли, это работает;
- для красивой картинки сифу несколько мухлюет (ну хорошо, лукавит).
В чём лукавит Адам? Его собственное требование к туйшоу, активно и настойчиво повторяемое учениками — мягкость и правильный контакт. Что не мешает ему самому резко менять скорость движения после того, как контакт настроен, и далее легким усилием «ронять» раскоординировавшегося партнера. Использовать захваты, которым он как бы не учит и которые в этих упражнениях не предполагаются. И толкать в пустоту (в пустую ногу или вообще вбок/вверх), а не туда, куда сам же рекомендует. Такие бои без правил. Зато красиво. Грешным делом я пробовала эти приемы в туйшоу против больших мужчин – работает, летят. Не таким малым усилием, как Адам, но работает.
А основное удовольствие — Прага. Она и правда чудесна.
